Медведь, как животное священное, всегда ассоциировался с Богом Велесом. Также считается, что в медведя могут перевоплощаться и являться в виде этого животного не только Велес, но ещё Сварог и Перун.
Переходя к тематике медвежьих оберегов, скажем, что в наше время оберег вовсе не обязан быть из кости настоящего медведя. Это было актуально в былые времена, но сейчас это могут быть и заменители, например из дерева, кости других животных, металлов и сплавов в виде различных частей тела медведя — клыки, когти, лапы, голова, образ и так далее.
Что может характеризовать собой такой оберег? Здесь есть две стороны традиционных представлений. Первая относится к самому медведю. То есть, такой оберег наделяет своего обладателя медвежьей силой, выносливостью, упорством, храбростью, защищает от всех невзгод, болезней. Медвежья лапа (настоящая или сделанная из какого-либо материала, может даже только схематически, образно) придаёт человеку храбрости и выносливости, оберегает от хищников, защищает от колдовства. Вторая относится к Богу Велесу. Подробнее о Велесе вы можете прочитать в статье "Бог Велес". Оберег в этом случае может принести богатство, мудрость, творческие способности или усиление этих качеств. Кроме того, Велес — хозяин Нави, то есть мира потустороннего, он может защитить человека при помощи могущественных духов от любых невзгод и напастей. Воинство Велеса — это духи, которые живут рядом с нами — домовые, банники, дворовые и многие другие. Таким образом, носящий медвежий оберег, получает поддержку и этих существ. По этой причине существует обычай вешать лапу медведя в доме или во дворе, чтобы защитить жилище и всех домочадцев от разгулявшихся духов (шумный дух, полтергейст).
Многочисленные археологические находки в полной мере подтверждают тот факт, что культ почитания медведя был очень распространён в древней Руси. В захоронениях Поволжья и Приладожья были найдены обереги и амулеты из когтей медведя, медвежьи лапы, глиняные скульптуры и изделия в виде медведя. При раскопках городища Тушемеля был найден Чур, который венчал череп медведя и который символизировал Велеса. Из костей медведя делали кинжалы, что тоже доказывают многочисленные археологические находки. Кинжалы такие использовались по большей части не в повседневности или охоте, а в ритуальных целях и похоронных обрядах.
Находки, связанные с когтями медведя и поверьями древнего человека в силу и могущество этого животного, в его сверхъестественные способности, относятся даже к таким давним временам, как Нео-энеолит. Так в одной из стоянок Сахтыш IIa помимо прочего (украшений, бус, подвесок, пуговиц и т.д.) были найдены 40 когтей медведя, клыки медведя с просверлинами, коренной зуб, которые украшали останки захороненных здесь людей. Клыки медведя были также найдены в одном из шаманских погребений Северо-Западного Алтая, относящемся к временам неолита. Такие же и многие другие амулеты и предметы из костей, клыков, когтей, шкуры медведя, а также медвежьи фигурки найдены в других многочисленных могильниках на территориях расселения славян, народов Кавказа и других древних народов мира.
Медвежьи лапы повсеместно использовались в магических целях и ритуалах. Знахарки и целители при помощи такой лапы вычесывали болезнь из человека. Шаманы Хакасии и Алтая считают, что лапа медведя — это лучшая колотушка для ритуального бубна, которая обладает огромной мощностью. Такую колотушку использовали для того, чтобы проникнуть в нижний мир. Медвежью голову или череп древние славяне вешали в конюшне, чтобы защитить коней от нечистой силы. Считается, что шаманы крепили клыки и когти животных, в том числе и медведя, к своей одежде, в целях устрашения злых духов, хотя это только предположение. Скорее всего, символика медведя, волка и других тотемных животных имели и другое предназначение, кроме этого чисто практического подхода к вопросу.
Медвежий коготь.
Медвежий коготь как амулет и оберег использовался и используется до сих пор очень часто. Коготь медведя символизирует практически то же, что и лапа медведя, только он более удобен для ношения и использования. Коготь поможет преодолеть самые трудные препятствия, может помочь справиться с болезнями, отвратить беду. В Туве есть один интересный обычай, когда при приближении града хозяин дома или юрты выходит и показывает тучам коготь медведя, при этом громко свистя. Говорят, что град тут же уходит в сторону от такого жилища. Здесь же, в Туве, используют коготь медведя, когда хотят чтобы ребёнок заснул. Если ребёнок плачет и кричит, не хочет засыпать, то когтем медведя касаются его лба и малыш тут же успокаивается. Если в доме или юрте поселилась нечистая сила и не даёт житья, то тувинец обходит жилище с медвежьим когтем и вся нечисть уходит, испугавшись духа самого священного Медведя. Здесь есть поговорка: "Та юрта счастлива, в которой есть коготь медведя". Коготь медведя предохраняет от сглаза и порчи.
Медвежьи клыки славяне одевали на шею детям, подвешивали над люлькой с младенцем с той целью, чтобы дух медведя защищал ребёнка, который пока ещё не может постоять сам за себя. При этом говорятся такие слова: "Ты сильный, ты ничего не боишься — приди, помоги мне! Моего ребенка, приди, сделай смелым" или: "Моего ребенка караулить (защищать) тебя зову".
У ненцев есть обычай делать запор для амбара или помещения, где хранятся вещи, из когтя или клыка, который используют для этого целиком и просто вставляют в проемы вместо замка. Ни один человек, который знает этот обычай, не полезет в такой амбар для кражи, потому что, следуя поверью, того, кто взломает медвежий замок, рано или поздно задерёт медведь. По этой же причине давали нерушимые клятвы на клыках, голове, шкуре медведя. Клятва на шкуре, лапе, голове, черепе, когтях, клыках медведя считались нерушимыми. Предательство такой клятвы могло повлечь за собой большие беды, так как Медведь-Велес представлял собой не только опасное и грозное лесное животное, но и покровителя всей Яви, земной жизни.
В Туве есть такое понятие, как Эрены, которые являются духами хранителями дома и домочадцев. Их изготавливают вручную и напоминают они своеобразных кукол. Эрены — это сшитые из кожи или войлока фигурки, к которым привязываются кусочки медвежьей шерсти, когти, зубы медведя, различные ленточки. Эрены, как духи хранители, могут представлять собой и просто засушенные медвежьи лапы.
Интересны использования и других частей тела медведя, например, медвежьей шерсти. Этой шерстью окуривали больных лихорадкой и демонической болезнью, которой страдают роженицы. Медведь, а, следовательно, и дым, который исходит от его шерсти, способны отпугнуть эти болезни. Челюсть медведя использовали для особого славянского ритуала связанного с детскими болезнями. Так, например, больного ребёнка протаскивали сквозь челюсть медведя. Этот ритуал помогал очиститься от различных болезней, так как, пройдя сквозь челюсть, как сквозь особые врата, ребёнок как бы заново рождался и очищался, тогда как все болезни съедались духом медведя. Также до нас дошли сведения, что для храбрости и решительности ребёнку давали носить правый глаз медведя.
Существует поверье, что съевший сердце медведя избавится от всех гнетущих его болезней сразу. Ритуал поедания сердца медведя существовал не только у славян, но и у индейцев Америки, которые считали, что съевший кусочек сырого медвежьего сердца (гризли) приобретал небывалую храбрость, а также рассудительность и непобедимость в бою, даже неравном. О таких воинах говорят, что у них сердце гризли. У индейцев Америки также был обычай носить когти медведя, как придающие силу, отвагу и защиту.
У славян медведь, как и само его Божественное олицетворение — Велес, связан с нижним миром. Поэтому шкура и лапы медведя часто сопровождали погребальные обряды. Вместе с умершими людьми хоронили и шкуру с лапами, чтобы на том свете дух медведя помог им в преодолении всех трудностей, что встанут на загробном пути, чтобы он провёл умершего непосредственно в царство мёртвых к Богам и Предкам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий