четверг, 16 января 2014 г.

Малахия Доильница, Тихий день



16 января - Малахия. По народному поверью, только в этот день можно образумить порченого (одержимого меланхолией). Продолжаются святочные гадания.
Согласно поверью, в Гордеев день нельзя хвастаться ни своим добром, ни здоровьем, ни детушками — все Гордей отнимет: «Сатана гордился — с неба свалился».«На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека — обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка — доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води»
Только в день Гордея и Малахии знахарь может отчитать, заговорить припадочного.
И только на Малахию можно образумить каженика.
Вороны и галки садятся на полдень носами - к теплу. Воробьи дружно чирикают - к теплу.

Бывает же такое —обычно очень точный в своих определениях народ, назвав этот январский день «Тихим днем Малахии Доильницы», дважды ошибся. Во-первых,
   святой пророк Малахия, живший за 400 лет до Рождества Христова, хоть и слыл человеком необыкновенно душевным и благочестивым, был, извините, мужчиной. А во-вторых, согласитесь, день, когда из припадочных, одержимых изгоняют нечистую силу назвать Тихим довольно сложно.

   Впрочем, наш народ не только мудростью, но и чувством юмора обделен не был. Да и не узнать сейчас — досадное недоразумение в названии дня сказалось или чья-то пущенная по ветру шутка к листку календаря пристала. Пусть этот вопрос каждый сам для себя решает, а мы постараемся поделиться всем, что сумели разузнать об этом действительно загадочном дне.
   Испокон веку на Руси принято было одержимых, порченых и припадочных кажениками называть. Считалось, что людей этих «обошел, обвеял нечистый ветер», поэтому одни из них впадали в беспамятство, другие — в бешенство, а третьи погружались в меланхолический бред. Исцелить Каженика мог лишь очень опытный знахарь, владеющий специальной «заговоренной молитвою», использовать которую разрешалось только один раз в году — на Малахию Доильницу. Но даже среди сильных колдунов и умудренных опытом знахарей дело это считалось крайне опасным и далеко не всегда заканчивалось благополучно. Ведь изгнанная из тела Каженика нечистая сила стремилась тут же найти себе другое пристанище, поселившись в очередном бедолаге или пристроившись в хозяйской Буренушке.
Стремясь оградить себя от подобных неприятностей, простодушный деревенский люд держался от места обрядового действа на почтительном расстоянии, загораживая двери хлева осиновыми деревцами, а самих коровушек перепоручая на время заботам Домового. Для чего нужно было войти в горницу, поклониться в пояс и произнести: «Дедушка-доможирушко, береги мою скотинушку. Пои да корми, да гладко води».
   Но ведь не в каждой деревне жили каженики, а день Малахии Доильницы не только изгнанием нечистой силы «из болезных и порченых» отмечен. Поэтому те, кого судьба здоровьем не обошла, «жалобами Бога не гневили», а занимались потихоньку своими повседневными делами. Не забыв, правда, смастерить для ребятишек глиняную коровку, убраться в хлеву, а во время вечерней дойки лишний раз обласкать коровушку, приговаривая: «Беги молочко по жилочкам да в вымечко, из вымечка да в подойничек, из подойничка да по крыночкам, на толсту сметанушку да жирный творожок».


Комментариев нет:

Отправить комментарий